Translate

понедельник, 9 декабря 2013 г.

С сотым днём, и немного о "Географе".

Добрый сотый день!

Для начала хочу поздравить всех участников проекта "Читать не вредно - вредно не читать" с замечательным событием! Сегодня ровно 100 дней с начала проекта! Поздравляю всех, кто проявил желание и нашёл возможность присоединиться к проекту! Но отдельные поздравления и благодарности хочу адресовать главным людям проекта, без которых мы и не попали бы в новое сообщество, не узнали бы друг друга и, возможно, не прочитали бы тех книг, которые прочитаны на данный момент, - Марию Сонину и Елену Воронину! Всех вам благ, дорогие, и спасибо, что вы есть!!! 

________________________________________

А теперь мне бы хотелось вернуться к непосредственным обязанностям участника проекта и рассказать о книге, прочитанной на прошлой неделе. Это книга Алексея Иванова "Географ глобус пропил".

Книга, выбранная мной, уже была прочитана, отзывы на неё были оставлены участниками проекта Еленой Цековой и Ириной Голубевой.  

Прежде всего, небольшое предисловие.

Книга эта уже давно попала в мой wishlist, но вот совсем недавно я посмотрела одноимённый фильм. Мы с мужем урвали возможность посмотреть "Географа" в кинотеатре - ходили в последний день показа. Фильм очень порадовал. Стоит ли говорить о том, что российский кинематограф крайне редко выдает хорошие и качественные фильмы, но "Географ" как раз и стал таким редким явлением. Отличная игра актёров, интересный сюжет, живо переданная атмосфера - всё это делает два часа просмотра совершенно незаметными. Данный факт, конечно, подтолкнул меня отложить все другие книги и приняться за чтение "Географа" на ближайшей же неделе. 

Теперь подробнее о книге. 

Книга мне очень понравилась. Она хорошо написана, читается легко, сюжет захватывает. Но несмотря на всё это, восторженного отзыва не будет. Есть в ней моменты, которые лично я категорически не могу принять. Прежде всего, это - противоречивая личность героя, некоторые поступки которого мне неприятны. 

Подробнее... 

Сюжет построен на описании жизни Виктора Сергеевича Служкина, получившего должность учителя географии в одной из пермских школ. Обстоятельства складываются так, что ему не препятствуют даже отсутствие опыта и профильного образования. Отношения с учениками и коллегами строятся непросто,  даже враждебно: его не принимают ни те, ни другие. Личную жизнь героя тоже не назовёшь гладкой и счастливой: постоянные перебранки с женой, неразборчивые отношения с подругами детства, да ещё и тяга к алкоголю. Всё это никак не позволяет проявить симпатию к главному герою. Но это касается только книги. Как ни странно, создатели фильма, почти ничего не изменив, сумели добиться того, что Служкин предстает в каком-то ином свете. Там его стремления изменить обстоятельства и сделать жизнь лучше имеют место. В книге же герой просто плывёт по течению, запивая свои и чужие ошибки алкоголем, бегая к подругам за сочувствием. Единственное его сильное качество - это умение принять всё, как есть и ни о чём не жалеть. Хотя, возможно, это-то как раз и делает его именно таким - плывущим по течению, не желающим ничего менять. Некий замкнутый круг получается, в который Служкин сам же себя и загнал.


Волю он проявляет лишь в отношениях с Машей. Он чётко знает, как ему не надо поступать, и это отчасти делает его немного счастливее.

Ещё мне очень понравилось, что повествование в третьей части идёт от лица героя (в первых же двух частях - от третьего лица). Это как раз та часть, где Служкин с учениками вырывается из повседневной жизни и отправляется в поход. Это совершенно отдельная история, которую, на мой взгляд, автор очень удачно выделил, поменяв рассказчика. Слова и мысли героя помогают ярче и эмоциональнее пережить всё, что происходило с ним и ребятами за всё время похода. 

Невзирая на все противоречия, я очень довольна книгой Алексея Иванова, ведь это очень качественная литература, а главное, как показало время, она не теряет своей актуальности. 


10 комментариев:

  1. Спасибо, Алина! Без таких людей, как вы, наших дорогих читателей и сообщников, не было бы ничего. С праздником всех нас!

    ОтветитьУдалить
  2. Разговаривала на счет книги с учениками. Тот , кто смотрел и читал, говорили, что разница значительная.В фильме не хватило внутренних размышлений героя, его переживаний. Я же смотрела фильм, и если честно сказать, то браться за книгу не очень хочется. Фильм, а точнее история, рассказанная автором, оставили грустный след.
    Алена, после вашего отзыва буду думать: читать или не читать.
    Спасибо.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лариса, Вы правы: внутренних переживаний в фильме не хватает, книга же дополняет и исправляет этот момент. Мне же фильм показался более светлым, нежели книга. Но о прочтении, повторюсь, нисколько не жалею.
      P.S.: я Алина.

      Удалить
  3. А я не хочу ни смотреть, ни читать. И никакие отзывы меня в этом не убедят. Хотя читаю их с удовольствием. Но очень не люблю, когда учителей так показывают. Да, мы тоже люди. Да, у нас бывает непростая личная жизнь и непростые взаимоотношения с "бывшими". Да, мы и выпить можем бокал-другой вина...Мы люди. Но я не считаю себя люмпеном, в которого почти превратили образ учителя в книге/фильме. По крайней мере, такое впечатление сложилось.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Мария, я рассматривала линию учительства героя как второстепенную. Здесь, на мой взгляд, вообще не имеет значения, кем он работал, а важно показать: за что бы он ни брался, ничего не выходит. А учителя - те же люди, спорить не стану)

      Удалить
  4. Как всегда, с большим удовольствием прочитала Ваш интересный, содержательный отзыв.

    ОтветитьУдалить
  5. Алина, хороший отзыв. Однако, читать скорее всего не буду, почувствовала - не моё, а интуиции я всегда доверяю.
    P.S. Хороший проект. Но я хронически не успеваю осилить за неделю книгу и особенно написать о прочитанном...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо. Я тоже считаю, что интуиции надо доверять =) Не расстраивайтесь, что не успеваете за неделю, Вы ведь всё равно получаете удовольствие от прочитанного - а это главное =) Удачи Вам!

      Удалить